сб, 14 фев.
09:37
Северо-Курильск
-3 °С,

Улица имени землепроходца

Сегодня, 17:19Общество
Фото:

Названия улиц в Северо-Курильске тесно связаны с историей и географией: часть таких, как Шутова, Вилкова, ныне не существующая Ильичева, носят имена героев Курильского десанта, центральная – Сахалинская, тут все и так понятно. А еще уже более 20 лет существует улица Пояркова.

 Походы российских землепроходцев на восток азиатского континента в XVII в. были обусловлены развитием русского централизованного государства и его стремлением к расширению своих границ. Вместе с тем, движение наиболее предприимчивых людей значительно активизировали распространившиеся тогда известия о несметных богатствах земель, находившихся за Уралом. Таким образом, землепроходчество имело два начала — государственное и частнопредпринимательское.

 Первая экспедиция на разведку пути к “морю-океану” была снаряжена томским атаманом Дмитрием Копыловым в 1639 г., ее возглавил казак Иван Москвитин. Открытое и частично обследованное ими море, которое первые русские нарекли Ламским, позднее получило название Охотского.

 А в июле 1643 г. воевода Пётр Головин снарядил в экспедицию на Амур порядка 130 казаков под начальством письменного головы Василия Даниловича Пояркова. В соответствии с воеводской “наказной памятью” — официальным документом, определявшим цели и задачи похода, — Пояркову надлежало идти на реки Зею и Шилку (притоки Амура), “где сидячие хлебные люди живут”, приводить их в ясачный платёж, “и государевым делом радеть, и серебряную, и медную, и свинцовую руду проведывать, и в тех местах острожки поставить, и во всём укрепить”. Также в обязанности Пояркова входил не просто поиск, а подробное письменное описание народов и богатств этого края.

 О самом Василии Пояркове известно не так много. Точная дата его рождения неизвестна, нет сведений и о его детстве. Известно лишь, что происходил он то ли из рода “служилых людей”, то ли из захудалого дворянского рода (сведения разнятся) города Кашина — одного из древнейших городов Тверской земли. На сибирской службе он дослужился до должности письменного головы — чиновника особых поручений при воеводе. 

 В конце июля 1643-го на дощаниках (плоскодонное парусно-гребное речное судно) экспедиция спустилась по Лене до ее притока Алдана. Путь по Алдану против течения до реки Учур занял месяц. Затем суда Пояркова свернули на реку Гонам, из верховьев которой можно было выйти к притокам Зеи, впадающей в Амур. Гонам — мелководная, горная река, изобилующая порогами и перекатами: пять недель отряд Пояркова пробивался вверх по Гонаму, перетаскивая суда волоком. Бурные воды разбили о камни две лодки, пропала часть продовольствия и оружия. С наступлением морозов дальнейшее продвижение по реке стало невозможным. 

 Поярков приказал построить зимовье, оставил там часть людей и запасов, а сам в начале зимы вышел в бассейн р. Зеи. Отсюда по прямой до Амура оставалось ещё более полутысячи вёрст. Сквозь снега казаки добрались до устья впадающей в Зею реки Умлекан, где и решили остановиться на зимовку. Только весной 1644 г. русские люди впервые на своих челнах вошли в акваторию реки Амур… Здесь, в устье реки, отряд пережил еще одну зимовку и только в конце мая 1645 г., когда устье Амура освободилось ото льда, Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, а повернул на север. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море и за три месяца достигла устья реки Ульи. С Ульи — “нартами через волок”, т.е. волоком, Поярков с остатками своего отряда в две недели перешёл через горы на верховье реки Маи и по течению вниз спустился к Алдану и Лене. Через 16 суток отряд подошёл к причалу Якутского острога. Трёхлетнее путешествие было завершено... Поход Пояркова был очень тяжелым и опасным: трудный неизведанный путь, несколько суровых зимовок, голод и холод, боестолкновения с местными племенами. Обратно в Якутск Поярков вернулся только летом 1645-го, вместе с ним возвратились порядка 50 человек, остальные погибли.

 К этому времени в Якутске произошла смена власти, и новые воеводы встретили Пояркова враждебно, поскольку он был “правой рукой” смещенного к тому времени воеводы Петра Головина. Его обвинили в потере людей и попытке скрыть часть привезенной пушнины. В 1648 г. землепроходец выехал в Москву, навсегда покинув Якутск. Сведений о его дальнейшей судьбе почти не сохранилось. Чаще всего встречается упоминание о том, что в конце 1650-х Василий Поярков исполнял обязанности воеводы в городе-крепости Усерд (ныне село Стрелецкое в Белгородской обл.). Совершив подвиг и проложив дорогу России по Амуру, он исчез из документов той эпохи…Во время этой трехлетней экспедиции Василий Поярков проделал около восьми тысяч километров, разведав дорогу на Амур, открыв реки и сделав описания и карты Приамурья. Русские землепроходцы открыли новый, совершенно иной край, несравнимый с тем, что они видели в Сибири. Поярковым было установлено, что на берегах Зеи, Шилки, Шунгала и Амура отсутствуют признаки власти какого-нибудь государства. Он первым совершил исторически вполне доказанное плавание вдоль юго-западных берегов Охотского моря. Экспедиция по праву вошла в историю освоения Сибири и Дальнего Востока и ускорила движение России на восток.

 Именем Василия Пояркова названо село Поярково в Амурской области, а также улицы в Хабаровске, Якутске и в Северо-Курильске.

Портрет Василия Даниловича Пояркова, автор В. Красников, 2003 г.
Понравилась статья?
по оценке 3 пользователей