пн, 08 дек.
10:51
Северо-Курильск
+0 °С,

Базе сейнерного флота - 80

14 ноября , 17:21Общество
Фото:

Приказом Министерства рыбной промышленности от 10 октября 1945 г. был образован Курильский государственный рыбопромышленный трест. На Парамушире находилось Северное рыбное районное управление, которое являлось объединением рыбокомбинатов северной части Курильских островов.

 В его состав входил и рыбокомбинат Касивобара на острове Парамушир. Трест и его предприятия началом своей деятельности считают дату 1 ноября 1945 года.

 Сегодня, в ноябре 2025-го АО “Северо-Курильская база сейнерного флота” - правопреемник, ныне входящий в структуру ООО “Тымлатский рыбокомбинат” - отмечает 80-летний юбилей. Восемь десятилетий – срок немалый. За это время были периоды расцвета, упадка и возрождения. Юбилей – хороший повод вспомнить этот путь.

 Градообразующее предприятие - именно таким и стал Северо-Курильский рыбокомбинат с первых дней своей деятельности. Как и все остальные предприятия тех лет, он был создан на базе бывшего японского производства, в состав которого входили: консервный завод на пять линий, цеха обработки рыбы, жиромучной цех, холодильник емкостью на 200 тонн продукции, добротный порт-ковш со слипом для подъема судов на берег, три небольших цеха судоремонтных мастерских, пилорама, паросиловое хозяйство. После смены хозяев и названий рыбокомбинат продолжал заниматься изготовлением рыбопродукции. Так, например, цех обработки продолжал посол рыбы, в основном лососевых – кеты и горбуши. Цех обработки был самым крупным производственным подразделением, уже в первый послевоенный год там трудилось до 550 человек. 

 Второй, по численности, структурной единицей был консервный цех. В нем работало около 350 человек.     Консервный завод выпускал “Лосось в собственном соку”, “Камбалу в томатном соусе”, “Камбалу в масле”, а также другие консервы из кеты, горбуши, нерки и камбалы. У завода имелся свой пирс, с которого и производилась отгрузка готовой продукции на плашкоуты, кунгасы с последующей доставкой на борт стоящего на рейде судна. Рядом с холодильником располагались жиромучной цех или туковый завод, где производилась переработка отходов консервного производства, а также всевозможной разнорыбицы, попадавшей в виде прилова. Из всего этого изготавливали рыбную муку (тук) и рыбный фарш, использовавшийся на зверофермах в качестве корма для пушных зверьков. Флот рыбокомбината первые годы составляли суда, оставшиеся от японцев. В конце 40-х гг. на Северо-Курильский рыбокомбинат стали поступать сейнера отечественной постройки, выпускаемые судостроительным заводом в Николаевске-на-Амуре. Это были небольшие, сравнительно маломощные промысловые суда с деревянными корпусами, тем не менее, они были значительно мощнее японских. А уже в начале 50-х, еще до стихии, стали поступать технически более оснащенные океанские сейнера с мощностью двигателя 300 лошадиных сил. Примерно в 1955 г. в Северо-Курильск прибыл первый РС-300, которые в дальнейшем стали основой флота и прослужили долгие годы. 

 В январе 1977 г. впервые прозвучало новое название предприятия – Северо-Курильская база сейнерного флота – БСФ. Экономический расцвет её деятельности пришелся на 80-е годы прошлого века. Так, в 1986 г. на Базе сейнерного флота постоянно трудились 1700 человек. В море “бегали” 16 рыболовецких сейнеров,  5 МРТК и 2 СРТМ. Помимо цехов по обработке морепродуктов, были консервный и жиромучной цеха, функционировал ремонтно-механический участок, обслуживающий все береговые подразделения, а также судоремонтная база, принимавшая не только свои, но и чужие суда. Большую роль в работе БСФ играл порт-пункт, включающий в себя погрузо-разгрузочный участок, бригады такелажников, тальманов, крановщиков, а также катера, плашкоуты, плавкран, СЛВ и сетепошивочную мастерскую. Кроме того, на балансе БСФ стояли жилищно-коммунальное хозяйство (более 100 жилых домов, включая 6 больших общежитий), ДЭС, лесозавод и даже детский сад “Сказка”. Одно слово – градообразующее предприятие, остававшееся в таком статусе не один десяток лет.

 Девяностые годы были для рыбной промышленности непростыми, как и для всей страны. Но БСФ преодолело все трудности, сумев сохраниться уже в реалиях нового времени. В декабре 2002 г. было образовано акционерное общество “Северо-Курильская база сейнерного флота”.

 Сейчас это крупное эффективно развивающееся и стабильно работающее предприятие, выпускающее качественную продукцию. Флот предприятия составляют современные суда. Так, в сентябре 2022 г. в порт Северо-Курильска впервые зашел траулер “Владимир Никора” - высокотехнологичное судно, ставшее флагманом предприятия, не так давно на воду был спущен РС-800 “Механик Першин”, также построенный для БСФ. Предприятие социально ориентировано, уже не первый год участвует в проекте “Доступная рыба”, безвозмездно обеспечивая северокурильчан свежей рыбой.

 В год юбилея остается лишь пожелать АО “СК БСФ” дальнейшего развития на благо и самого предприятия, и Северо-Курильска.

Понравилась статья?
по оценке 3 пользователей