пт, 05 дек.
17:12
Северо-Курильск
-2 °С,

73 года спустя

7 ноября , 17:41Общество
Фото:

5 ноября – памятная дата в истории Северных Курил.

 В ночь с 4 на 5 ноября, после сильного землетрясения, волны цунами, обрушившиеся на Парамушир и Шумшу, принесли с собой потери, уничтожив город и окрестные поселки, гибель тысяч людей. Каждый год эта дата отмечается в Северо-Курильске траурным митингом. В этот раз горожане вновь собрались почтить память тех, чьи жизни 73 года назад унесла стихия.

 Первыми об ударе стихии узнали моряки рыболовецких судов. “В ночь на 5 ноября 1952 г. я вместе с другими рыбаками находился в море на логере (ловили рыбу), точнее - находились в ковше, - рассказывал в ходе допроса рыбак Павел Смолин. - Около 4 ч. утра на логере чувствовалась большое содрогание корабля. Я и другие рыбаки поняли это как землетрясение... В ночь на 5 ноября... имелось штормовое предупреждение в 6-7 баллов. После землетрясения наш логер под командой капитана Лымаря вышел в море первым. Это было около 4 ч. утра. Идя по Второму проливу в районе Банжовского мыса, наш логер накрыла первая волна высотою в несколько метров. Находясь в кубрике, я почувствовал, что наш корабль как бы опустило в яму, а затем выбросило его высоко вверх. Через несколько минут последовала вторая волна и повторилось то же самое. Затем корабль пошел спокойно, и бросков не ощущалось. Весь день корабль находился в море. Только около 18 часов какая-то военная радиостанция передала нам: “Немедленно возвращайтесь в Северо-Курильск. Ждем у аппарата. Альперин”.

 Это был тот самый Михаил Альперин, именем которого названо плато вблизи города.  Биография этого человека была незаурядной. Он родился в 1900 г. в Одессе в семье рабочего, начал работать с 12 лет. В 18 лет он уже участник Гражданской войны в составе Первой конной армии Будённого, в честь которого изменил отчество “Владимирович” на “Семёнович”. В ходе боёв потерял правый глаз и с тех пор носил повязку. 

 После Гражданской войны работал в народном хозяйстве и оказался в Приморье, откуда по ложному доносу в 1937 г. попал в ГУЛАГ. В июле 1939-го дело было прекращено за недоказанностью обвинения. В дальнейшем работал на руководящих должностях в рыбной промышленности Дальнего Востока и Сахалина. С сентября 1945 года – управляющий Западно-Сахалинским Госрыбтрестом (г. Холмск), а в мае 1952 г. Михаил Альперин был назначен управляющим Северо-Курильским Госрыбтрестом и переехал на Парамушир со всей семьей. 

 Интересно, что брат Михаила – Макс Альперт – был известным советским фотографом, одним из родоначальников советской серийной репортажной фотографии. Он являлся корреспондентом газеты “Правда”, а в годы войны – одним из авторов фотохроники ТАСС и Совинформбюро. Именно он - автор знаменитой фотографии “Комбат”, а также другой широко известной фотографии, на которой Иосиф Сталин прикуривает трубку. 

 Михаил Альперин, как и брат, мог прожить долгую жизнь, но погиб во время цунами, оповещая людей об опасности и помогая им спастись. “Я помню, мы с сопки смотрели на эту равнину. Города не было. Превратился в черно-белое пятно. Рыбокомбинат, флот, больница, школа… Все снесло…Тело отца, к счастью, нашли, но многие так и остались без вести пропавшими, - вспоминала Валентина Швецова, дочь Михаила Альперина. Тем не менее, спустя годы, в 70-х, она вернулась на Парамушир и прожила на острове еще семь лет. 

 В те суровые ноябрьские дни было множество людей, помогавших спасти выживших. “Около 8 часов утра я и другие матросы под командой третьего помощника капитана т. Крывчика на шлюпке приплыли к консервному заводу и тут высадились. На месте города ходили люди, в том числе военные - собирали трупы... Осмотрев место, где находился барак, в котором я жил, никаких признаков (его) я не обнаружил... Никаких вещей, принадлежащих мне, я не нашел - все было снесено. В квартире у меня находилась одежда, швейная машина, сберкнижка с вкладом на 15 тыс. рублей, военный билет, семь медалей... После того, как я не обнаружил барака, в котором жил, я ушел на катере к своему логеру, приняв на борт людей с берега, в том числе женщин и детей. Команда логера продолжала перевозить людей на борт” (из допроса рыбака Павла Смолина).

 В 1952 г. в СССР не существовало системы оповещения о цунами. Как следует из дневника камчатского вулканолога Бориса Пийпа, сейсмологи безуспешно пытались передать сигнал бедствия: “Радиостанция непрерывно передавала SOS, но как-то бестолково, так что Петропавловск ничего не мог понять”. Катастрофа заставила создать службу предупреждения цунами. К 1961 г. на Курилах и Камчатке работали сейсмостанции, цунамистанции и мареографы. 

 Спустя 73 года, когда 30 июля, после сильного землетрясения, грозная и безжалостная стихия вновь обрушилась на Северо-Курильск, действующая система предупреждения цунами и оперативность экстренных служб позволили избежать жертв. И хотя материальный ущерб оказался серьезным, устранение последствий чрезвычайной ситуации шло оперативно и организованно. Существенную поддержку в выделении средств на восстановление оказало правительство Сахалинской области и губернатор Валерий Лимаренко, взявший ситуацию под личный контроль.

Понравилась статья?
по оценке 5 пользователей