Концепцию развития Южно-Сахалинской агломерации разрабатывали с прицелом на дальнейшую модернизацию для всего юга острова Сахалин. За обширной презентацией ближайшего будущего скрывается огромный труд — свой вклад в этот проект внесли ученые институтов развития, команда аналитиков, экономисты и строители, губернатор и правительство Сахалинской области. Замечания и предложения высказывали и на федеральном уровне — в частности, глава региона обсуждал проект с полпредом в ДФО Юрием Трутневым.Владимиру Путину представили досконально просчитанную редакцию масштабной программы развития. Одним из ключевых ее направлений станет создание и запуск инфраструктурных проектов, которые станут двигателями региональной экономики, обеспечат трудоустройство специалистов и стабильное поступление налогов в бюджет.ТранспортРазвитие промышленных производств должно быть подкреплено обширной транспортной сетью. Поэтому Сахалину необходимо расширение грузооборота морских портов — в первую очередь это касается Корсакова. Модернизация гавани на юге острова включает в себя ряд строительных проектов — от увеличения пропускной способности до наращивания складских мощностей.«Корсаковский порт — это ключ к развитию Сахалина. У нас добывается нефть, газ, и все это по трубам уходит. Как только у нас появится глубоководный порт, мы сможем делать переработку углеводородов. А рынки сбыта здесь, мы в 30 километрах от Японии живем. В этой ситуации у нас просто будет новый вектор развития, и логистический бизнес для нас будет главным наряду с нефтью и газом. В этом смысле Корсаков — это главный порт в этой ситуации. Больше того, это будет ключевой порт на Северном морском пути», — подчеркнул губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко в беседе с президентом РФ.Также глава региона напомнил о том, что Корсаковский порт может обеспечить положительный скачок в развитии рыбной промышленности островного региона. Переработку даров моря, которая сейчас происходит в корейском Пусане, можно наладить на юге Сахалина, и некоторые местные предприятия уже готовы вкладывать в это ресурсы. Лимаренко отметил, что комплексную модернизацию порта можно завершить за относительно небольшие деньги. Но ключевые задачи в этой работе — дноуглубление и обновление гидросооружений, где и нужна финансовая поддержка федерального правительства.Еще одной, не менее значимой частью транспортных опор Южно-Сахалинской агломерации станет новый аэровокзальный комплекс в островной столице, строительство которого вот-вот завершится. Благодаря участию частного бизнеса, который инвестировал в долгожданный проект, пассажиро- и грузовой поток воздушной гавани кратно вырастет. А модернизация взлетно-посадочной полосы, которая идет одновременно со строительством, позволит учреждению выйти на международный уровень организации авиаперевозок. Территория будущего аэровокзала находится в считанных километрах езды от Корсаковского порта, и эта близость двух логистических узлов дает ряд перспектив для дальнейшего развития.Не остались без внимания и автоперевозки. Для их вывода на новый уровень вокруг Южно-Сахалинска построят объездную дорогу для того, чтобы вынести движение тяжелого транспорта за пределы городской сети, сократить число заторов и уменьшить нагрузку на экологический фон. Кроме того, снижение числа большегрузов на дорогах областного центра позволит продлить период износа асфальта. А это приведет к экономии средств на текущий ремонт и содержание улиц.По каждому из направлений развития Южно-Сахалинской агломерации губернатор в диалоге с главой государства обозначил сроки реализации и объем планируемых затрат. При этом Лимаренко подчеркнул: все проекты инфраструктуры будут воплощаться с помощью федерального бюджета, но не за его счет целиком. В этой работе задействованы средства областного правительства (в том числе с учетом прогнозируемых поступлений в ближайшие три года), а также вложения бизнеса. Поэтому, говоря о необходимости поддержки Кремля, губернатор назвал конкретные цифры, в которых эта поддержка может выражаться. Так, на ближайший этап модернизации порта Корсакова нужно 6,5 млрд рублей, на новую ВПП в Южно-Сахалинске — 14 млрд.Социальный пластЭкономическое развитие региона стимулирует повышение качества жизни населения и гарантирует социальную стабильность. Поэтому выполнение основных программ обеспечения островитян комфортным жильем, полноценная работа сетей ЖКХ и коммунальное снабжение также затронуты в программе Южно-Сахалинской агломерации. Валерий Лимаренко напомнил президенту, что островной регион был и остается лидером России по числу возводимых квадратных метров на человека в год, а также по темпам расселения аварийного жилья.Большая часть объема строящихся квартир на Сахалине и Курилах — это помещения для собственников ветхого фонда, участников льготных программ и востребованных в регионе специалистов. Программа поддержки молодых профессионалов позволяет сотрудникам предприятий и учреждений снимать жилье по субсидированной ставке — 2/3 от стоимости аренды оплачивается из бюджета. Кроме того, в Сахалинской области к 2030 году планируют сдать в эксплуатацию более 2 млн квадратных метров квартир. Этот долгосрочный план обусловлен растущим спросом на новостройки и необходимостью ликвидировать оставшиеся аварийные жилые дома на островах.Также губернатор поделился успехами в газификации Сахалина и Курил (на сегодняшний день она составляет более 50 % от плана), рассказал об амбициозном проекте университетского кампуса СахГУ — будущего научного кластера, отметил перспективы дальнейшего развития горнолыжного курорта «Горный воздух» и затронул проблему восстановления маяка Анива. Последний вопрос требует, помимо финансовых вложений, массу документальных согласований с министерством обороны РФ и, соответственно, больших затрат времени. Но Путин пообещал и в этой ситуации поддержать Сахалинскую область. Эту новость с воодушевлением восприняли туроператоры островного региона.«Разговоры о том, чтобы передать маяк Анива из собственности Минобороны на баланс Сахалинской области, идут довольно давно. Поездка к этому объекту — одна из самых востребованных туристических услуг, которая очень интересна гостям нашего региона. Но экскурсии к маяку на лодке, подъем на башню и верхнюю площадку — это лишь малая часть того, что можно было бы реализовать в связи с маяком. Конечно, ему нужна реконструкция. Но после приведения в порядок он станет плацдармом для дальнейшего расширения комплекса туристических услуг, которые предлагают наши бюро. Очень многие приезжают к маяку ради того, чтобы сфотографировать прекрасный закат, проводят там фотосессии, снимают видеоклипы... Всего и не перечислить. Возможных идей очень много, но прежде всего нужно все-таки передать маяк Анива нам. Это будет огромный стимул для дальнейшего развития туризма в Сахалинской области», — прокомментировала президент Сахалинского регионального союза туроператоров Ирина Ли.Примечательно, что в развитии Южно-Сахалинской агломерации будет активно участвовать и бизнес федерального статуса. Широко известен тот факт, что сразу два крупных застройщика — группа компаний ПИК и «Самолет» — выбрали островной регион для строительства жилых кварталов. Полноценно работа с девелоперами развернулась в 2022 году. Сохраняется и поддержка со стороны ПАО «Газпром» — более того, ее объем расширяется.«Губернатор заявил на встрече с президентом о том, что создание Южно-Сахалинской агломерации позволит привлечь инвестиции в объеме свыше 500 млрд рублей и, как итог, создать около 15 тысяч рабочих мест. Если заявленные цели будет реализованы, то это будет в интересах Сахалинской области. Но участие «Газпрома», конечно, позволит сделать заявленные планы более реалистичными!» — считает депутат Сахалинской областной Думы от партии КПРФ Павел Ашихмин.«Газпром» уже несколько лет занимается социальным строительством на Сахалине, а в ближайшее время начнет воплощать в жизнь и проект функционального центра в Южно-Сахалинске. Эти планы подтвердил и глава ПАО Алексей Миллер — по его мнению, островной регион вскоре станет лидером по показателям газификации в России, поэтому дальнейшее развитие сотрудничества в социальной сфере было лишь вопросом времени.«Мы приняли решение – конечно же, оно согласовано и с правительственными структурами, и с администрацией города – что «Газпром» в Южно-Сахалинске формирует, старается формировать функциональный центр города. Мы запланировали и строим самые современные офисные помещения – офисные помещения, которые соответствуют мировым стандартам. Мы строим там школу, детский сад, спортивные и социально-культурные объекты. Губернатор знает, что все те обязательства, которые мы на себя взяли, мы выполним в срок», — подчеркнул Алексей Миллер.Перспективы и выводыГлавной целью в развитии Южно-Сахалинской агломерации, как и в воплощении любого другого комплексного проекта, остается улучшение качества жизни людей. Расширение индустриальных производств, транспортной сети и других вех экономики обеспечивает островной регион новыми рабочими местами. Так решается проблема занятости населения, а кроме этого, обеспечивается перспективное трудоустройство для будущих специалистов, которые получают высшее образование прямо сейчас. Новые предприятия — источники постоянного поступления налогов в бюджет Сахалинской области, а рост этого финансового потока обеспечивает расширение списка социальных обязательств правительства региона. Строительство новых школ и медицинских учреждений, развитие общественного транспорта, модернизация ЖКХ и газификация становятся позитивными последствиями такой работы. И это не разовый всплеск, а система.«Сейчас формируется новая система мироустройства, где Россия — сильное государство с независимой экономикой. И нам нужны сильные руководители. Безусловно, Валерий Игоревич считается одним из самых эффективных в стране. Методично и последовательно ему удалось добиться успехов в наиболее проблемных сферах жизни островного региона: транспортной доступности, газификации, расселения из аварийного жилья и доступности медицинской помощи. Отмечу, сегодня сотрудничество исполнительной и законодательной власти в нашей области выстроено очень эффективно. Губернатор, правительство области и региональный парламент работают консолидировано в одной связке на благо жителей островного региона. Важно, что многие из направлений работы были инициированы депутатским корпусом и поддержаны правительством и губернатором Сахалинской области. Прошедший год стал непростым испытанием для всех органов власти. Многочисленные международные санкции, введенные в отношении нашей страны, безусловно повлияли на жизнь россиян, но в целом расчет западных стран на полный развал экономики России и регионов, так и не оправдался. Несмотря на попытки внешнего воздействия на нашу страну, областной бюджет этого года остается социально ориентированным. Обязательства по поддержке населения обеспечены финансированием и будут выполнены в полном объеме», — отметила председатель Сахалинской областной Думы Елена Касьянова.Лоббирование интересов Сахалинской области на федеральном уровне обеспечивает постоянный приток крупных инвесторов — презентацию островного региона как эффективной площадки для вложений губернатор проводит в том числе и благодаря своим связям. Благодаря этому даже в условиях, когда затраты бюджета страны максимально переориентировали на нужды СВО, сахалинские проекты не остались без финансирования. А в ходе ВКС президент Владимир Путин гарантировал региону новые поступления из федеральной казны. Это подтверждает качественную проработку всех инициатив, которые Валерий Лимаренко представил главе государства. Часть из них, к слову, уже рассматривалась на предыдущих встречах, в том числе на Восточном экономическом форуме. И согласие президента профинансировать эти проекты говорит о том, что они остаются актуальными как для региональной, так и для всей отечественной экономики.
Sakh.online