По поручению Президента до 2024 г. предусмотрено более миллиарда рублей на подъём и утилизацию затонувших судов. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, курирующей проект, определены критерии приоритетности подъёма таких судов, а также создана система, при которой “кладбища кораблей” больше не будут появляться. Установлена административная ответственность и предусмотрен штраф за преднамеренное затопление корабля в размере до 20 млн рублей. Весной 2022 г. приступили к работам по подъёму и утилизации судов в Хабаровском, Камчатском и Приморском краях. Эти корабли мешают судоходству, рыболовству, наносят вред окружающей среде и снижают туристический потенциал регионов.В Сахалинской области заказчиком работ, в рамках проекта, выступает ГКУ “Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области”, и накануне в Северо-Курильск прибыл представитель учреждения Надежда Лисовая.“Генеральная уборка” предполагает детальное изучение прибрежной акватории Северо-Курильска на предмет затонувших судов и других объектов, их подъем, дефрагментацию и вывоз с Парамушира.Подрядчиком и исполнителем всех работ является компания TAZMAR MARITIME, имеющая серьезный опыт комплексных морских инженерных изысканий. По словам директора по развитию TAZMAR MARITIME Александра Степанова, 15 сентября началась лидарная (технология лазерного дистанционного зондирования для сбора измерений, которые используются для создания 3D-моделей) и фотограмметрическая съемка объектов с воздуха с использованием беспилотных летательных аппаратов.В целом, компания ориентируется на применение в своей работе передового оборудования при обнаружении и исследовании объектов, подлежащих извлечению и последующей утилизации. Использование беспилотных технологий при изучении надводной и подводной частей затонувших объектов позволяет исключить человеческий фактор, выполнять съёмку на 30% быстрее океанографических судов, на 400% быстрее в сравнении с промерными катерами. Дистанционно управляемые аппараты призваны снизить расход топлива, уменьшить количество задействованных на проекте судов технического флота и инженерного персонала, снижая углеродный след, увеличив производительность и качество сбора данных.По результатам надводного и подводного исследования будут созданы высокоточные геопривязанные 3D-модели всех обнаруженных объектов с использованием собственной цифровой платформы компании TAZMAR MARITIME, созданной российскими специалистами в рамках импортозамещения с применением отечественных программных решений. Иными словами, последует построение “цифровых двойников” объектов – трёхмерной бесшовной модели высокого разрешения, затем аналитическое сопровождение в интерпретации собранных сведений с целью изучения конструктивных особенностей объекта, специфику залегания и актуальное состояние.Комплексная информация об объекте и прилежащей территории в единой цифровой среде позволит провести информационное обеспечение процесса выработки решений о способах подъема, транспортировки и дефрагментации объекта, выбора метода расчистки дна и количества необходимого персонала, оборудования для проведения мероприятий.По результатам камеральной обработки собранных данных и подготовки проектной документации по удалению затонувших объектов, следующим этапом в 2023-2024 гг. планируется комплекс мероприятий по очистке акватории Северо-Курильска. Предполагается, что в ходе обследования будут выявлены иные, ранее не зафиксированные, затонувшие объекты, которые также будут включены в программу удаления в рамках “Генеральной уборки”.Тренд на использование передовых отечественных цифровых решений с целью защиты окружающей среды на наших глазах приобретает контуры практической реализации в одном из самых отдалённых регионов страны. Ожидаем, что в скором времени прибрежная полоса Северо-Курильска будет заполнена горожанами и туристами, наслаждающимися прекрасным видом чистой водной глади.