пт, 28 март
13:28
Северо-Курильск
+1 °С, облачно

Курилы - в сердце навсегда

7 февраля , 18:04Общество
Фото:

Островная жизнь существенно отличается от той, что на материке. И люди, с одной стороны, те же, а с другой – все ж иные. Одни приезжают сюда работать, другие – едут вслед за мужьями или женами, третьи просто бегут от городской суеты в край дикой природы.

   Но по какой бы причине люди не приезжали на край земли, их не оставляет равнодушными остров, обдуваемый всеми ветрами. Одним словом, Курилы остаются в сердцах людей навсегда. Подтверждение тому – письма, пришедшие в администрацию района. Их авторы долгие годы живут вдалеке от Парамушира, где появились на свет, но он по-прежнему ими не забыт.

В честь вулкана Алаид меня назвал папа…

   Первое письмо на вырванном из тетрадки желтеньком листочке написала Алаида Павловна Катохина. Она родилась здесь сразу после освобождения Северных Курил, 2 февраля 1947 г. Ее папа, Павел Николаевич Колчин, родом из Алтайского края, а мама, Мария Павловна, - из Астраханской области. В 1946 г. они прибыли в Северо-Курильск из Владивостока. Павел Николаевич приехал работать капитаном, а мама устроилась на рыбзавод. Их жизнь протекала в одноэтажном доме, рассчитанном на две семьи. Вот что вспоминает Алаида Павловна в своем письме: “Папа назвал меня в честь вулкана Алаид… Здесь мы ходили гулять на сопки, смотрели на вулкан. В памяти до сих пор остались названия Шелехово и Козыревский. Помню, что рядом всегда было море и безбрежный океан…”.

   На Курилах в 1950 г. родилась и сестра Алаиды Павловны, семья прожила на острове еще два года. Осенью, перед цунами 1952 г., они переехали на Сахалин. Павла Николаевича перевели в город Александровск-Сахалинский, где он работал аварийным инспектором, преподавал в мореходной школе, а затем был капитаном на судне “Алябьев”.

   То, что семья уехала из города незадолго до цунами, - счастливое стечение обстоятельств. Ведь трагедия, обрушившаяся на Северные Курилы, навсегда разделила жизнь многих на “до” и “после”. Алаида Павловна вспоминает, что они узнали о землетрясении и цунами позже. Долгие годы она живет в Челябинске, рядом дети, внуки и уже правнуки. Но далекий северный остров по-прежнему в ее сердце: “Сейчас, благодаря интернету, смотрю видео о Северо-Курильске, восхищаюсь красотой этого края и мужеством тех людей, что живут и работают там. Моя мечта - побывать на Родине. Со мной собираются внучка и ее сын”. 

   Алаиде Павловне уже 78 лет, пять из которых она прожила в Северо-Курильске. Суровые метели, огромные сугробы, дикая природа вокруг и морская гладь - все это она видела, будучи ребенком. Но насколько же яркими стали эти впечатления, если она пронесла их через всю жизнь, и спустя десятилетия в ней столь сильно желание вернуться в эти места!  

Остров, о котором хочется писать стихи

Невысока прибрежная волна,

На побережье слышен шум прибоя,

Под ночью безмятежна тишина,

За несколько часов перед смертельным боем…

Это стихи Виктора Марченко, который сейчас живет в Республике Беларусь. Но с трепетом говорит, что в паспорте у него стоит запись: “Место рождения: Сахалинская область, Северо-Курильский район, поселок Козыревский, 2 мая 1949 год”.

   Виктор Марченко родился на острове Шумшу в семье военного. Его отец, Петр Иванович Марченко, родился в 1921 г. в селе Ивановка Амурской области, а мама, Анастасия Ивановна Федоренко, - в 1926 г. в городе Прикумск (ныне Буденовск) Ставропольского края. Как и Алаиде Павловне, Виктору Петровичу повезло - незадолго до цунами его семья покинула остров. Его отца направили в Республику Беларусь служить командиром танковой роты. На войне он был награжден орденом Красной звезды.

   Виктор Петрович пишет, что не мог обойти вниманием события Курильской десантной операции и написал триптих о подвиге советских десантников.

Недолго продолжалась эта ночь,

Пришла пора спуститься серому рассвету,

Десант бросался в воду, чтобы смочь

После Берлина с честью завершить победу

————-***————-

До берега уже рукой подать,

Течение в пролив на глубину толкает,

Но надо, надо, надо поднажать!

И вот нога на твердую Курильскую ступает

————-***————-

Впереди враг, а море за тобой,

Под сопками лежит пристрелянное плато,

А надо в бой, а надо сразу в бой,

В огонь из пушек, дотов, танков, автоматов!

————-***————-

А остров-то и правда невелик,

Такие могут быть поля вдали погоста,

Он каждый раз стонал и хмурил лик,

Когда героев души покидали остров...

   Виктор Петрович до сих пор помнит восторженные рассказы родителей о море, рыбаках на побережье. “Главное впечатление, конечно, люди, - пишет он. - Примером может служить вот такая история. Мама рассказывала, что старшеклассники как-то решили провести комсомольское собрание. Тогда была очень снежная зима, в этот день поднялся ветер, и сильно запуржило. Даже на близком расстоянии трудно было что-то разглядеть. Тем не менее, явились абсолютно все! Никого не испугала непогода. Когда учеников спросили, почему же они не перенесли собрание, каждый с гордостью ответил: “Мы же комсомольцы!”.

   “После трагедии 1952 г. остров опустел. Не стало маленького рыбного завода, школы, других построек. Сейчас по-прежнему на нем старая ржавая военная техника, напоминающая Вторую мировую войну… Такая вот тяжелая судьба у острова Шумшу от Курильского десанта, - размышляет Виктор Петрович. - Но и после всего этого я продолжаю восхищаться мужественным и трудолюбивым народом сахалинского региона”.

   Кто-то прожил тут несколько лет и это лишь небольшой временной отрезок, кто-то – десятилетия и это уже целая жизнь. Но все, кого судьба заносила на острова, где властвуют суровая погода и дикая природа, никогда их уже не забывают, следят за жизнью маленького городка, затерявшегося в сопках. Удивительно, что на просторах нашей огромной страны и даже за ее пределами всегда можно найти людей, в чьей жизни Северные Курилы оставили неизгладимый след. И зовутся эти люди северокурильчанами.