Напомним, в прошлом году в рамках федерального проекта “Генеральная уборка”, включенного в государственную программу “Охрана окружающей среды” было выделено более миллиарда рублей на расчистку портов Дальнего Востока от затонувших судов. Такие суда не только мешают судоходству, рыболовству, но также наносят вред окружающей среде и снижают туристический потенциал регионов. Кстати, во избежание появления новых “кладбищ кораблей” установлена административная ответственность для владельцев и штраф в размере до 20 млн рублей за преднамеренное затопление корабля.Прошлым летом компания TAZMAR MARITIME провела в акватории нашего порта инженерные исследования, позволившие собрать сведения о затонувших объектах, в том числе находящихся на дне, их конструктивных особенностях, специфике залегания и состоянии. А этим летом начинается работа уже по их подъему. По результатам конкурса в Северо-Курильске утилизацию затонувших судов осуществляет группа компаний HYDRO (г. Екатеринбург).Группа компаний HYDRO занимается водолазными и подводно-техническими работами с 2016 г. Сегодня на счету ее специалистов более 300 проектов в разных регионах РФ и свыше 100 000 часов погружений. Среди проектов - строительство и ремонт подводных и надводных частей гидротехнических сооружений, их очистка или демонтаж, дноуглубительные и дноочистительные работы, подводная резка и электросварка, укладка кабелей, подъем судов и др.Сотрудники ГК HYDRO (ГИДРО) уже прибыли в район и приступили к подъему 9 затонувших судов со дна акватории порта. “Все суда (“Дружелюбный”, “Нежин”, “Механик Жуков”, “Оклан”, “Долларик” и др., в том числе два объекта, название которых не установлено) на данный момент являются цельными, хотя их корпуса сильно проржавели и частично ушли в грунт дна, - рассказывает Д. Андреев, ведущий специалист по реализации стратегических задач ГК HYDRO. - Специалисты будут вытягивать их на берег при помощи тяжелой лебедки. Предварительно было выполнено водолазное обследование для определения состояния и степени заиленности останков судов, а также взяты пробы грунта с использованием экскаваторов. Полученная информация позволяет определить, как будет вести себя каждое судно в процессе транспортировки на берег (например, есть ли риск распада корпуса на куски). При подготовке к выполнению проекта промышленным водолазам пришлось столкнуться с целым рядом сложностей. Прежде всего, это крайне трудоемкая логистика вашего отдаленного района. Многотонная техника была доставлена к месту единственно возможным путем – морским, после разгрузки мы подыскали площадку для размещения сотрудников со снаряжением. Кроме того, наши специалисты при проведении работ тщательно учитывают сложные климатические условия в бухте – это зона постоянной активности сильных циклонов, которые приходят с Тихого океана и Охотского моря, принося с собой шквальный ветер и штормы. Отчеты о проделанной работе заказчик, а в Сахалинской области это ГКУ “Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области” (Сахдормониторинг), будет получать еженедельно”. Всего контракт между ГК HYDRO и ГКУ “Сахдормониторинг” предполагает подъем 14 судов. Помимо указанных девяти в Северо-Курильске, промышленные водолазы вытянут на берег два судна, затонувших близ порта г. Невельска, еще три – в прибрежной зоне с. Озерское и Первая Падь Корсаковского района. Отдельным крупным проектом является подъем знаменитого “корабля-призрака”, траулера “Аскания”, затонувшего 30 лет назад во время шторма на западном побережье Сахалина. Его завершение запланировано на октябрь 2024 г. Ну, а в Северо-Курильске сроком окончания работы по утилизации судов, согласно контракту, значится октябрь текущего года.