сб, 27 июль
13:53
Северо-Курильск
+12 °С, облачно

Содержание жилья: тарифы и услуги

23 марта 2022, 14:18Общество
Фото:

В понятие комфортное жилье входит ряд составляющих. Одна из них – это обеспечение наших домов услугами жкх, в их числе свет, вода, тепло.

Помимо этого, каждый дом, частный он или многоквартирный, требует обслуживания. И если в частном этим занимается сам хозяин, то наши многоквартирные дома  чаще всего обслуживают управляющие компании. В Северо-Курильске  в настоящее время работает единственная такая организация – ОАО “Управляющая компания – служба Заказчика”, выполняющая функции по содержанию  и текущему ремонту наших жилых домов, их в городе порядка ста.  С 2019 г. “Ук-сЗ” ведет работу по перерасчету действующих тарифов.  Обусловлено это тем, что, во-первых, в разных домах для расчетов применяются разные тарифы, часть из них не менялась аж с 2008 г., либо оставалась неизменной на протяжении 10 лет, некоторые дома ранее находились в ведении другой управляющей компании, установившей свой тариф. Очевидно, что за это время существенно изменилась стоимость всех экономических показателей, от цен на материалы до зарплаты сотрудников, и стоимость содержания жилья нуждается в индексации. Что входит в тариф? В числе основных статей: обслуживание внутренних коммуникаций дома, минимальное содержание придомовой территории, содержание фасада и кровли, косметический ремонт и пр. Естественно, в тариф закладываются и прочие расходы: стройматериалы, инвентарь, налоговые отчисления, средства на оплату труда и пр.  Конкретная цифра фактически рассчитывается для каждого дома: на нее влияет, прежде всего, общая площадь строения. С недавних пор изменились требования, касающиеся уборки лестничных пролетов и  площадок: ранее управляющие компании должны были обеспечивать уборку только в домах от пяти этажей и выше, но теперь это требование распространяется на все дома, независимо от этажности. Таким образом, расходы на уборку помещений также следует отразить в тарифе. Тем более, в этом есть необходимость, поскольку “Ук-сЗ” уже несколько раз была оштрафована за невыполнение тих обязанностей – сумма штрафов составила порядка 250 тыс. руб. Таким образом, управляющая компания, рассчитав новый тариф, в который также вошли расходы по уборке, еще в прошлом году начала проводить собрания с собственниками. Жильцам было предложено несколько вариантов по уборке общих помещений: от одного раза в месяц, а именно этот минимум закреплен законодательно,  до двух раз в месяц и даже еженедельного наведения порядка. Нужно пояснить, что законодательно утвержден определенный порядок изменения тарифа: управляющей компании следует провести общее собрание жильцов, предварительно известив их об этом за месяц, далее представить новую расценку и экономически обосновать её, убедив проголосовать “за” не менее 2/3 от общего числа жильцов. Самостоятельно управляющая компания тариф менять не может.  Жильцы 28 домов, где прошли общие собрания, согласились на новый тариф и выбрали подходящую периодичность уборки. Жильцы 21 дома, возможно, не сочли доводы “Ук-сЗ” достаточно убедительными для повышения тарифа. Новый тариф, при разовой уборке, укладывается в диапазон от 27,64 руб. до 34,05 руб. за кв. м, в зависимости от типа благоустройства дома. После нескольких собраний жильцы и управляющая компания так и не пришли к  договоренности. Для разрешения таких  ситуаций определен законодательный порядок: ч. 4 статьи 158 ЖК РФ указывает, что если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления на основе утвержденных методических рекомендаций. По решению муниципалитета, для домов, которые самостоятельно не определили стоимость содержания жилья, будет принят тариф, предусматривающий минимум по уборке, – 1 раз в месяц. В дальнейшем еще в порядка 50 домах также пройдут собрания собственников по вопросу изменения тарифа. Периодически жильцы выражают недовольство качеством услуг жкх.  И зачастую оно вполне обосновано. С другой стороны, свои обязательства не всегда выполняют не только обслуживающие организации, но и собственники жилья. Так, например, в настоящее время собираемость платежей ОАО “Ук-СЗ” составляет в среднем 80% - это, кстати, самый низкий показатель среди предприятий, предоставляющих услуги жкх. И это вполне объяснимо: у управляющей компании нет столь эффективных рычагов воздействия на неплательщиков, какие есть у других: например,  МП “ТЭС” может отключить электроэнергию, “Автодор” - воду и пр. При этом на сегодняшний день ОАО “Ук-сЗ” подано в суд почти 80 исков за неуплату на сумму порядка 1 млн 700 тыс. руб. Однако несмотря на недополученные средства по оплате, организация обязана выполнять свои функции в полном объеме. В любом договоре обязательства должны выполнять обе стороны: собственник - вовремя оплачивать услуги, коммунальщик -  качественно их предоставлять. Кстати говоря, в каждом доме есть информационные стенды, где представлены отчеты об объеме работы, выполненном в этом доме.