На основании задания прокуратуры Сахалинской области, а также в преддверии праздника и сопутствующего продовольственного ажиотажа, в магазинах Северо-Курильска были проведены проверки исполнения законодательства в области обеспечения и безопасности пищевых продуктов. Поводом послужила и поступившая на сайт администрации СК ГО анонимная видеозапись, где на полках одного из местных магазинов лежат овощи, мягко говоря, давно потерявшие товарный вид. В результате декабрьской проверки в нескольких торговых точках выявлен ряд нарушений норм санитарно-эпидемиологического благополучия населения и правил продажи по договору розничной купли-продажи. Как следствие, в адрес владельца магазинов прокурором района вынесено представление об устранении нарушений закона. Кроме того, в настоящее время прокуратурой рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выявленных нарушений. Вместе с тем, в ходе нынешнего рейда продуктов с истекшим сроком годности не обнаружено. Возможно, этому отчасти способствовали массовые проверки весной текущего года, когда просроченные продукты нашли во всех магазинах, что повлекло наложение административных штрафов в сотни тысяч на их владельцев.
Сегодня деятельность продовольственных магазинов контролирует ряд различных организаций, в том числе прокуратура и Роспотребнадзор, что, казалось бы, должно свести к минимуму возможные нарушения, однако все не так просто. Освобождение субъектов малого и среднего бизнеса от плановых неналоговых проверок в некотором роде "расслабило" предпринимателей. Впервые мораторий на проверки действовал с 2016 г. по 2018 г., позже дважды продлевался. В итоге осуществление торговой деятельности "без присмотра" негативно отразилось в первую очередь на покупателях. Именно поэтому так важно взаимодействие потребителей и контролирующих органов. Как пояснили "КР" прокурор района, советник юстиции Д. Козлов и начальник территориального отдела Роспотребнадзора в Северо-Курильском районе Ю. Оболенцев, основанием для внеплановой проверки может являться в том числе и обращение граждан, права которых были нарушены.
А значит, вновь напомним, на что имеет право покупатель: потребовать чек, сертификат соответствия продукции, замену товара ненадлежащего качества на аналогичный, возврат денежных средств за просроченный или испорченный товар; можно съесть или выпить что-то до оплаты на кассе (но только если собираетесь в дальнейшем заплатить!), не платить за разбитый товар, если повреждение произошло по вине продавца (например, из-за узких проходов или мокрого пола), вести фото- и видеосъемку в магазине, что впоследствии может стать доказательством вашей правоты в споре. Нужно знать: продажа овощей и фруктов, имеющих следы порчи неприемлема. Продажа уцененных продуктов с истекающим, тем более, истекшим, сроком годности – недопустима. Возможно, такая сделка и выгодна обеим сторонам договора купли-продажи: продавцу – выручить хоть что-то за продукт, подлежащий списанию, покупателю – дешево взять то, что еще можно съесть, и, если повезет, не отравиться, но при этом также незаконна.
Следует не только обращать внимание на нарушения, но и не бояться о них говорить. Конечно, чаще хочется избежать спорных моментов, особенно в маленьком городе, где все друг друга знают, но это не решит проблему продажи порченных огурцов (или чего-то другого) по немыслимой цене, которые нет-нет, да и появляются на прилавках. А значит, жалоба – это не только способ отстоять свои законные права, но и, в первую очередь, защита собственного здоровья. Как говорится, защита покупателей – дело рук самих покупателей.
По вопросам соблюдения требований законодательства в области обеспечения качества и безопасности розничной торговли можно обращаться в прокуратуру Северо-Курильского района по тел. 4-22-83 либо по эл. адресу sev-kur@65.mailop.ru, а также в Управление Роспотребнадзора по Сахалинской области по тел. 2-11-68 или эл. адресу s-kur@sakhnadzor.ru.