Сам Северо-Курильск, а также поселки Парамушира и Шумшу пострадали либо полностью были уничтожены стихией. Кратко напомним хронологию событий.
В ночь с 4 на 5 ноября 1952 года около 4 ч. по местному времени жители Северо-Курильска были разбужены 7-бальным землетрясением. Толчки вызвали значительные разрушения жилых построек как снаружи, так и внутри помещений. Спустя примерно полчаса все, кто еще находился на улице, услышали непонятный шум, переходящий сначала в глухой гул, а уже вскоре – в грозный рев, несшийся со стороны океана. В следующие мгновения люди увидели, как в проливе, между островами Шумшу и Парамушир, со стороны океана на фоне лунного света стремительно несется огромный водяной вал…
Из донесения начальника Северо-Курильского отделения милиции старшего лейтенанта госбезопасности П. Дерябина (Краеведческий бюллетень N 4, 1991 г. Сахалинского областного краеведческого музея и Сахалинского отделения Всероссийского фонда культуры.):
«...Не успели мы дойти до райотдела, как услышали большой силы шум, затем треск со стороны моря. Оглянувшись, мы увидели большой высоты водяной вал, наступавший с моря на остров... Я отдал распоряжение открыть стрельбу из личного оружия и кричать: «Идет вода!», одновременно отступая к сопкам. Услышав шум и крики, люди начали выбегать из квартир, в чем были одеты (большинство в нижнем белье, босиком) и бежать в сопки... Примерно через 15–20 минут после отхода первой волны вновь хлынул вал воды еще большей силы и величины, чем первый. Люди, думая, что все уже кончилось, спустились с сопок и начали расселяться в уцелевших домах, чтобы согреться и одеть себя. Вода, не встречая на своем пути сопротивления ... хлынула на сушу, совершенно уничтожая оставшиеся дома и постройки. Этой волной был разрушен весь город, и погибла большая часть населения».
По данным разных источников, высота второй волны колебалась в пределах 10-15 метров. Эта волна, как по своей высоте, так и по своей мощности и разрушительной силе была значительно больше первой. Многое из того, что не удалось разрушить первой волне, было разрушено и сорвано с мест и смыто в океан вторым водяным валом. Вторая волна разрушила и те жилые постройки, что уцелели и еще могли послужить укрытием от холода оставшимся в живых. Она также увеличила число погибших, собрав свой жестокий урожай и среди спустившихся с сопок после отхода первой волны людей.
Из донесения начальника Северо-Курильского отделения милиции старшего лейтенанта госбезопасности П. Дерябина: «Не успела сойти вода второй волны, как в третий раз хлынула вода и вынесла в море почти все, что находилось из построек в городе…На протяжении 20-30 минут (время двух почти одновременных волн огромной силы) в городе стоял ужасный шум бурлящей воды и ломающихся зданий. Дома и крыши домов кидало, как спичечные коробки, и уносило в море. Пролив, разделяющий острова Парамушир и Шумшу, сплошь был заполнен плавающими домами, крышами и другими обломками. Это было около 6 часов утра 5 ноября 1952 года...»
В результате стихийного бедствия на месте города образовалась пустая, усеянная лишь обломками и руинами домов площадь в несколько квадратных километров. Почти ничего не уцелело. И казалось, уже нет такой силы, которая может возродить к жизни это место, ставшее гигантским кладбищем, последним пристанищем и для людей, и для животных, и для построек, и для техники… Казалось, что в этот момент и на этом месте жизнь замерла навсегда, а время остановило свой бег…
Но это лишь казалось. И сила, способная возродить к жизни все, что лежало сейчас в руинах, нашлась. Это были люди, уцелевшие, выжившие, выстоявшие и немедленно приступившие к действию. Руководство спасательными работами и всеми действиями, направленными на жизнеобеспечение уцелевшего населения, взял на себя генерал-майор Михаил Иванович Дука, командующий 101-й стрелковой дивизией, дислоцировавшейся на Северных Курилах.
Из справки заместителя начальника Сахалинского областного управления милиции подполковника Смирнова о результатах поездки в район стихийного бедствия:
«6 ноября 1952 года по распоряжению начальника Сахалинского областного управления МВД полковника госбезопасности т. Смирнова вместе с членами комиссии обкома КПСС вылетел в Северо-Курильский район. (Прим.: На место бедствия из Южно-Сахалинска выехала группа ответственных работников во главе с первым заместителем председателя Сахалинского облисполкома Г.Ф. Скопиновым).
…В результате землетрясения разрушены и снесены волной город Северо-Курильск, поселки Океанское, Утесный, Левашово, Каменистый, Галкино, Подгорный и др. …Несмотря на трагичность этого бедствия, абсолютное большинство населения не растерялось, более того, в самые критические минуты многие безымянные герои проявили возвышенные геройские подвиги: рискуя жизнью, спасали детей, женщин, стариков…»
Только в период наката на г. Северо-Курильск населением и командованием различных плавсредств было подобрано и спасено более 15 детей, потерянных родителями, снято 192 человека с крыш и других плавающих предметов в проливе, Охотском море и океане. Многие ответственные работники, до последней минуты оповещая население о грозящей опасности, сами стали жертвами стихии. Так погиб управляющий Северо-Курильским рыбтрестом, член райкома КПСС т. Альперин М.С.
…С наступлением рассвета 5 ноября над островами появились самолеты-разведчики из Петропавловска-Камчатского, которые произвели осмотр и фотографирование. Следом в течение всего дня с самолетов сбрасывали теплую одежду, палатки и продовольствие. Самолеты приземлялись на аэродроме острова Шумшу и вывозили на Камчатку больных. 6 ноября к месту землетрясения, во Второй Курильский пролив, начали прибывать из Петропавловска, а затем из Владивостока пароходы для спасения и эвакуации пострадавшего населения. 7 и 8 ноября под погрузкой стояло около 40 судов различной грузоподъемности.
Погода, все эти страшные дни еще державшаяся и словно бы щадившая людей, наконец окончательно испортилась, и уже 11 ноября над Северными Курилами бушевала снежная пурга, через несколько часов окончательно укрывшая все руины, обломки построек и трупы погибших снежным покрывалом, спрятав следы разыгравшейся здесь страшной драмы.
1 декабря 1952 г. И. Сталин подписал указ № 5029-1960 СС, предусматривающий восстановление разрушенных цунами объектов народного хозяйства. И уже в апреле 1953 г. в Северо-Курильск вновь начали возвращаться люди. Им предстояла огромная работа по расчистке территории города, им вновь предстояло жить в тяжелейших условиях, испытывать лишения, им предстояло заново строить Северо-Курильск. И уже к концу пятидесятых годов вырос новый город, во многом не похожий на тот, что был здесь до стихии. По оценкам ряда архивных источников в ту трагическую ночь на Северных Курилах погибло 2336 человек. Эта цифра считается официальной. Однако в разных источниках указываются иные, значительно большие, данные о погибших. Цунами на Северных Курилах 1952 г. стало одним из пяти крупнейших за всю историю ХХ века.